Мировые доходы от IPO – первичного размещения акций – за первые шесть месяцев текущего года сократились на 58%. При этом показатели в Китае улучшились на 46% по сравнению с 2021 годом, а на долю КНР пришлось более половины всех поступлений от IPO.
А вот в некогда безапелляционном европейском финансовом центре – Лондоне – дела с IPO обстоят крайне скверно. Объем вырученных средств от IPO снизился в Великобритании в первом полугодии 2022 года на 94% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Только шесть компаний провели IPO в Соединенном Королевстве во втором квартале текущего года, что заметно отличается от прошлогоднего успеха на британском фондовом рынке.
Параллельно сдуваются биржевые пузыри: год назад шведский сервис онлайн-платежей Klarna был признан самым дорогим стартапом Европы – его оценили в 45,6 млрд долларов. Теперь оценочная стоимость компании – 6,7 млрд долларов. За год компания подешевела в 7 (!) раз. Для понимания: «Газпром» в 2021 году оценивался в 108 млрд долларов и это был пик после 2014 года, когда газ в ЕС стал стоить просто космических денег. И даже тогда Klarna стоила как половина «Газпрома».
И не только Klarna.
В 2021 году производитель электромобилей Rivian оценивался в 85,9 млрд долларов и, в отличие от General Motors с 86,05 млрд долларов капитализации в принципе не приносил прибыли.
В прошлом году Rivian не смог выполнить свой производственный план и выпустил 1015 из 1200 автомобилей. General Motors в 2021 году продала 6,2 млн автомобилей, а превосходящая её на пике по капитализации в 12,6 раза Tesla – продала 936 тыс. автомобилей.
Впрочем, вернёмся к Klarna. Она хотя бы опирается на какой-никакой финансовый фундамент с оригинальной бизнес-моделью: биотехнологический стартап Theranos, основанный Элизабет Холмс (получила 80 лет тюрьмы за мошенничество), оценивался в 9 млрд долларов. Холмс обещала, что её оборудованию хватит одной капли крови для её анализа по 240 показателям.
В общем, ждём, когда вновь просядет Tesla – она стоит уже не 1 трлн, а 749 млрд долларов, а от капитализации всяких Rivian не останется и следа. Наконец-то это биржевое безумие с надуванием пузырей компаниям, которые в реальности не стоят ничего, подходит к концу.
В новом мире будут цениться физические активы, которыми Россия обеспечена, пожалуй, даже с излишком.