Украинская власть продолжает рисовать мрачные перспективы от достройки «Северного потока-2». Украинское издание разбирается, что на самом деле будет с украинской трубой после запуска российского газопровода.
Украинская власть продолжает рисовать мрачные перспективы от достройки «Северного потока-2».
Владимир Зеленский в недавнем интервью сравнил запуск этого газопровода с «аннексией Крыма». А секретарь СНБО Алексей Данилов на днях обрушился на Германию и Францию.
Он раскритиковал их за отказ давать Украине ПДЧ по вступлению в НАТО в далеком 2008 году. Что, мол, и вызвало нынешние события в Крыму и на Донбассе.
То есть у Зеленского накануне того, как «Поток» заработает, нагнетают обстановку и обвиняют крупнейшие страны ЕС в «потворстве агрессору».
Но круче всех отметился по теме глава МВД Арсен Аваков. Он заявил, что после запуска NordStream Украине нужно опасаться терактов на газопроводе из России в Европу, который пролегает по нашей территории.
Цель, со слов министра — «выключить» украинскую ГТС из транзита и перевести его на «Северный поток-2».
«Страна» разбиралась, что на самом деле будет с украинской трубой после запуска обходного «потока».
«Будут попытки терактов на нашем участке»
Арсен Аваков 5 июня поехал на учения в Харьковской области. Где и заявил об угрозе терактов на газопроводе — в контексте недавнего выступления российского президента.
«Мы говорим о реальных угрозах. Путин вчера заявил о том, что первая нитка Северного потока-2 достроена. Газ все еще транспортируется нашим газопроводом и должен транспортироваться некоторое время дальше, а потом, наверняка, Путин захочет пустить газ в обход Украины.
Поэтому мы ожидаем… что будут провокации, попытки терактов на нашем участке газопровода и тогда скажут: «Смотрите, видите, вот — поэтому пускаем через Северный поток-2″.
И таких ситуаций, информаций разведорганов у нас достаточно, поэтому мы, исходя из этого, просматриваем разные сценарии и усиливаем реагирование, в том числе по объектам критической инфраструктуры, газовой инфраструктуры, плотинам, дамбам и так далее», — сказал глава МВД.
То есть глава МВД считает, что после запуска «Северного потока-2» Россия может попытаться взорвать украинский газопровод — чтобы снять вопрос транзита через нашу страну и перевести его на новые обходные газопроводы.
Очень смелое допущение для госчиновника такого уровня. Если не сказать больше. Ведь по сути глава министерства внутренних дел заявил всей Европе об угрозе терактов на стратегически важном газопроводе.
Что явно вызовет серьезную обеспокоенность у потребителей российского газа, который идет через нашу территорию.
Что говорил Путин?
Тут есть смысл вспомнить, что на этот счет говорил Владимир Путин, выступая на Питерском экономическом форуме.
Российский президент действительно заявил, что первая нитка «СП-2» уже уложена. Дальше речь Путина можно разделить на несколько основных тезисов, которые касаются газопровода и Украины.
1. В течение полутора-двух месяцев, двух скорее всего, будет закончена и вторая нитка «Потока»
2. Проект «Северного потока-2» экономически выгоден в первую очередь Европе, поскольку позволяет покупать газ без посредников, напрямую от поставщика — России по самому короткому маршруту. Что дает в итоге более низкий ценник.
То есть «обходным» теперь по факту становится украинский газопровод, а не «СП-2».
3. Что же до транзитных стран — то есть Украины — то здесь Путин сказал несколько вещей.
Во-первых, Россия не обязана «всех кормить».
Во-вторых, что власти страны могли бы получать большую долю транзита да и для себя газ покупать по цене Беларуси — если бы поддерживали с Россией нормальные отношения.
Но главным был третий посыл — о том, что транзит через Украину сохранится и после запуска «Северного потока-2».
«У нас, во-первых, есть контракт с Украиной по поводу прокачки нашего газа. В течение ближайших пяти лет (уже четырех, контракт действует до 2024 года включительно — прим.ред.) будем прокачивать до 40 миллиардов кубических метров. В лучшие годы прокачивали, по-моему, чуть ли не до двухсот. Мы в Европу поставили газа в 2018 году свыше 200 миллиардов кубических метров. Если бы были нормальные отношения, прокачивали бы значительную часть через Украину», — сказал президент России.
Путин считает, что потребление газа в Европе будет расти, поэтому качать топливо через Украину «Газпром» будет, скорее всего, даже по истечении контракта. То есть после 2024 года.
«Мы исходим из того, что поставки в Европу будут расти. На ближайшие 10 лет объём может увеличиться на 50 миллиардов кубических метров плюсом. В этом году, в первом квартале, уже рекордное потребление, рекордные закупки. В прошлом году мы прокачали примерно 180 миллиардов, а в этом году можем выйти опять за 200 миллиардов [кубометров], потому что потребность растёт, резко экономика требует, развивается, восстанавливается после пандемии… Пожалуйста, есть возможность загружать ГТС Украины и в будущем, даже после завершения срока действия нашего контракта на транзит», — заявил хозяин Кремля.
То есть Путин говорит, что даже после запуска «Северного потока-2» украинская труба будет нужна как резервная мощность — поскольку Европа увеличивает потребление газа.
Это противоречит сказанному Аваковым, который считает, что Москва вообще хочет «обнулить» отечественную ГТС — причем даже с помощью терактов, чтобы перестать поставлять газ по украинской ГТС в Европу еще до истечения срока контракта.
Так понадобится Москве украинский газопровод после запуска NordStream или нет?
Нужна ли будет украинская «труба» России и Европе?
Объективно потребление газа в Евросоюзе растет. Аналитики на Западе предполагают, что в 2021 году оно вернется к уровню докризисного 2019 года. Особо мощный рост был в первом квартале.
То есть это то, о чем и говорил Путин.
Однако еще более важно то, что Европа наращивает импорт газа. Основных причин две.
Первая — сокращение добычи на шельфе Северного моря.
Вторая — стратегия отказа от угольной, а кое-где и атомной генерации из экологических соображений.
Природный газ — один из наиболее чистых видов энергии, чему, кстати, российский президент посвятил немалую часть своей речи на питерском форуме. Именно поэтому закупки «голубого топлива» Европа действительно увеличивает.
Эксперты сходятся на том, что спрос на природный газ в ближайшие 9-10 лет вырастет на 15% по всему миру. Путин же, как видим, прогнозирует, что за тот же срок только Европа начнет докупать лишние 50 миллиардов кубов.
«Газпром» поставил в прошлом году в Европу 175 миллиардов кубометров. В позапрошлом — более 190 миллиардов. И, по путинским расчетам, скоро спрос может вырасти примерно 250 миллиардов кубов.
Попробуем посчитать, какая доля этого пирога может достаться Украине. Для начала посмотрим, сколько могут прокачивать основные альтернативные трубы.
Пропускная способность «Северного потока-2» после достройки составит 55 миллиардов кубометров газа в год. «Северный поток-1» качает 59 миллиардов кубометров.
«Ямал-Европа» через Беларусь — 34,7 миллиардов кубометров в год. «Турецкий поток» дает 31,5 млрд кубов. Но по обоим направлениям часть объема выкупают для своих нужд Минск и Анкара. То есть на выходе будет меньше.
Итого — совокупно мимо Украины можно прокачать в Европу порядка 150-170 миллиардов кубометров. То есть есть, при условии роста потребления в Европе, украинская труба заполняться будет в любом случае. Причем лаг может быть довольно большим — от 30-40 миллиардов кубов до 70-80 в год.
Если же потребление останется на нынешнем уровне (например, наступят аномально теплые зимы или обострится пандемия), то Украина может действительно остаться почти без транзита.
Но тут стоит помнить о двух вещах.
Во-первых, до 2024 года у нас действует контракт с «Газпромом», по которому он обязан будет качать через Украину по 40 миллиардов кубометров — даже после запуска «Потока». И вряд ли какой-либо теракт сможет сорвать этот контракт (он вызовет лишь кратковременное снижение поставок).
Во-вторых, тренд на рост европейского потребления очевиден. Поэтому газопровод через территорию Украины нужен будет не только Европе, но и России.
Если пойдет повышение спроса, и мощности обходных «труб» не хватит, «Газпрому» будет в любом случае выгоднее качать дополнительный газ через Украину, даже переплачивая за транзит — а не терять деньги при отсутствии поставок.
Исходя из этого, версия Авакова о терактах выглядит крайне спорной. Да, «Северный поток-2» снимает критическую зависимость ЕС и РФ от украинской «трубы». Но не отменяет ее необходимости в принципе. Пусть и в меньших объемах, чем раньше.
Правда, при одном условии — если рост импорта газа Европа будет покрывать за счет увеличения поставок российского голубого топлива, а не, скажем, американского.
И в этом плане, как ни странно, экономические интересы Украины и России совпадают — чем больше газа будет закупать ЕС у «Газпрома», тем больше вероятность того, что украинская труба не останется пустой и продолжить приносить прибыль.