Русские БПЛА, оснащенные Р-60, становятся «воздушными охотниками»
ВСУ официально подтвердили потерю боевого вертолёта Ми-24. Канадско-индийское издание The Eurasian Times выяснило подробности: судя по всему, вертолет, экипаж которого погиб, был сбит российским беспилотником «Герань-2». Роковой для «Крокодила» удар (неофициальное название в войсках Ми-24) БПЛА нанес ракетой класса «воздух-воздух». Если всё действительно так, то это стало первой столь удачной атакой с применением дрона.
Информация о месте операции не разглашается, но западные OSINT-аналитики отмечают, что украинские фронтовые вертолёты давно не летали в непосредственной близости от ЛБС. Поэтому версия о том, что Ми-24 был сбит с помощью наземной управляемой ракеты выглядит менее убедительной. Украинские официальные источники подтвердили, что вертолёт Ми-24 был потерян в бою, описав случившееся как «отражение атаки» противника.
Среди ликвидированных членов экипажа — заместитель командира 12-й отдельной бригады армейской авиации подполковник Александр Шемет, который участвовал в битве за Мариуполь. В последние недели украинская разведка и независимые западные OSINT-источники всё чаще сообщают о том, что ударные беспилотники «Герань-2» снова подверглись глубокой модернизации. На них теперь размещают ракеты класса «воздух-воздух» Р-60, пишет профильное издание Aviationist.
Eurasian Times на основе изучения серии фото и видеоматериалов пишут, что обновленные «Герани-2» все шире распространяются на поле боя. Со ссылкой на украинские источники, издание пишет, что новые БПЛА представляют фатальную угрозу для украинских вертолётов и других пилотируемых аппаратов, с помощью которых ВСУ пытаются перехватывать беспилотники. Применение «Герани-2» против Ми-24 открывает новую страницу в воздушной войне, подчеркивает Aviationist. Если ранее ударные БПЛА применялись для атак по конкретным наземным объектам, то теперь они сами становятся воздушными охотниками.
Eurasian Times детально изучил на основе открытых источников тактико-технические характеристики новой «Герани-2». Р-60 — это самонаводящаяся ракета малой дальности с тепловым наведением, предназначенная для поражения низколетящих целей. Правда, есть важные оговорки. В частности, при запуске с платформы, не предназначенной для аэродинамики манёвренного боя (это истребитель), эффективная дальность и зона наведения Р-60 несколько снижаются.
Таким образом, оператору для успешного захвата цели нужно поддерживать визуальный контакт и направлять дрон в зону поражения. Кроме того, как считают OSINT-аналитики, «Герань-2» еще предстоит оптимизировать аэродинамику, чтобы она более соответствовала требованиям полноценного воздушного боя.
С начала года Россия масштабно увеличила производство и применение дронов-«камикадзе». По оценкам американского Института изучения войны (ISW), только в октябре российские войска запустили 9298 беспилотников и 270 ракет, в ноябре — 5444 беспилотника и 216 ракет, а за первую половину декабря — 2757 беспилотников и 91 ракету.
Издание Bulgarian Military провело исследовании по поводу производства боеприпасов и БПЛА. В отчете приводится пример ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане, где сейчас, предположительно, выпускается более 5 тысяч «Гераней-2» каждый месяц (примерно 160 в сутки) — это на порядок больше, чем было еще в 2024 году.
Большой объем выпуска БПЛА (которые, вопреки западным стенаниям уже полностью не зависят от первоначальных иранских технологий) позволяет перегружать западные системы ПВО в Украине. ISW отмечает, что российские войска используют новую тактику. В ходе массированных ударов поражаются военные цели на территории 2−3 регионов Украины, не смежных друг с другом. А во время следующего удара регионы поражения быстро сменяются, что подрывает способность ВСУ оперативно восстанавливать уничтоженную военную инфраструктуру.
В ответ киевский режим пытается наращивать производство собственных перехватчиков — лёгких FPV-дронов, предназначенных для уничтожения атакующих БПЛА, таких как «Герань-2» и их модификаций, пишет американское издание Business Insider. Производство таких «охотников на дронов» якобы достигает нескольких сотен в день. И когда они стали представлять реальную опасность для российских БПЛА, на авансцену и вышли «Герани-2» с ракетами «воздух-воздух».
Российские БПЛА продолжают модернизироваться и по другим направлениям: у «Герани-2» кроме улучшенной для воздушного боя аэродинамики могут появиться улучшенные навигационные системы и даже элементы ИИ.
В этой связи Reuters отмечает, что появление над полем боя «умных» дронов и их использование в роли воздушных угроз может привести не только к тактическим успехам, но вызвать серьезные стратегические риски. Уже несколько раз украинские БПЛА, оснащенные, видимо, «милитари-мозгами», сбивались с курса и оказывались в воздушном пространстве Польши и даже Турции. Тем не менее в НАТО понимают, что это направление становится одним из ключевых для совершенствования методологии современной войны.