Власти готовят эксперимент по оптимизации расходов на поддержку малообеспеченных семей. Уже в следующем году в нескольких регионах страны могут внедрить новую систему проверки нуждаемости для получателей ежемесячного пособия при рождении и воспитании ребенка. Суть изменений заключается в том, что от социальных выплат могут отсечь тех, кого чиновники посчитают не нуждающимися в государственной помощи.
Пилотными регионами для запуска эксперимента станут Подмосковье, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Если эксперимент признают успешным, то с 2027 года такую практику могут распространить на всю страну. Это следует из материалов, опубликованных в деловом издании «Коммерсантъ».
Как будут проверять благосостояние семей
Чиновники намерены тщательно оценить достаток претендентов на социальную поддержку. Основное внимание уделят анализу оборота средств на банковских счетах всех членов семьи. В помощи откажут, если общая сумма, поступившая на счета семьи за год до подачи заявления на пособие, более чем в два раза превысит размер их официального дохода.
По действующим правилам назначения пособий в составе доходов учитывают зарплаты, пенсии, алименты, выплаты за аренду недвижимости, средства от предпринимательской деятельности и доходы от банковских вкладов. Однако для будущего анализа благосостояния нуждающихся не будут принимать во внимание переводы между членами семьи, кредитные средства, налоговые вычеты и доходы от продажи имущества.
«Применяемые меры нацелены на упорядочение финансовых потоков, чтобы вывести из тени ряд финансовых операций, осуществляемых физлицами и малым бизнесом», — поясняет кандидат экономических наук Татьяна Марцева.
Кто имеет право на пособие по рождению ребенка
Ежемесячное пособие по рождению предназначено для семей, чей среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума. Значение этого минимума в каждом субъекте Российской Федерации устанавливается отдельно и ежегодно пересматривается.
Согласно данным Росстата за 2025 год, прожиточный минимум существенно варьируется по регионам. В Москве он составляет 23,9 тысячи рублей, в Карелии — 19,68 тысячи рублей, в Севастополе — 18,08 тысячи рублей, в Чечне — 17,02 тысячи рублей, в Пензенской области — 14,89 тысячи рублей, в Ямало-Ненецком автономном округе — 24,29 тысячи рублей, в Кузбассе — 16,13 тысячи рублей, а на Чукотке достигает 46,28 тысячи рублей.
Московский опыт и федеральные планы
Подобная система отсечения уже три года действует в Москве. В столице при рассмотрении заявок на социальные выплаты учитывают доходы претендентов как сумму всех денежных средств, поступивших на банковские счета за год до обращения за пособиями. По мнению экспертов, такой подход, скорее всего, повысил долю отказов в назначении выплат.
Кандидат экономических наук Сергей Гатауллин связывает ужесточение контроля с растущим дефицитом федерального бюджета. По его словам, возможности для заимствований с целью пополнения казны остаются ограниченными, поэтому власти рассматривают все возможные варианты увеличения поступлений и экономии денежных средств.
«Контроль над расходами государственного бюджета, в том числе над тратами на пособия малоимущим, должен быть эффективным и использовать для этого весь необходимый инструментарий», — считает экономист Сергей Гатауллин.
Эксперты о последствиях нововведений
Экономисты по-разному оценивают потенциальные последствия планируемых изменений. С одной стороны, усиление финансового контроля может помочь в борьбе с теми, кто получает зарплату «в конверте» или осуществляет предпринимательскую деятельность без официального оформления. Такие граждане не выполняют свою конституционную обязанность по уплате налогов с получаемых доходов.
С другой стороны, эксперты полагают, что финансовая проверка претендентов на пособие вряд ли серьезно отразится на семьях, действительно нуждающихся в государственной поддержке. Социальные гарантии как раз предназначены для помощи семьям с определенным уровнем дохода, и новые меры контроля не должны ухудшить их положение.
Татьяна Марцева обращает внимание на то, что деятельность государственных структур часто направлена в большей степени на достижение социального эффекта, нежели экономической выгоды. По ее мнению, при оценке политики государства необходимо учитывать стратегические приоритеты, которые могут привести к экономическим результатам только через определенный промежуток времени.
Власти продолжают поиск баланса между эффективным использованием бюджетных средств и выполнением социальных обязательств перед гражданами. Эксперимент по проверке нуждаемости получателей пособий станет еще одним шагом в этом направлении.