В России складывается беспрецедентная ситуация с автомобильными штрафами, когда владельцы обычных легковых машин получают платежные уведомления на сотни тысяч рублей за нарушения, которые они физически не могли совершить. Как выяснилось, проблема связана с массовым мошенничеством в сфере грузоперевозок, которое приобрело системный характер после расширения сети автоматических пунктов весогабаритного контроля.
Дальнобойщики устанавливают на свои грузовики подложные номера, совпадающие с настоящими регистрационными знаками легковых авто
Такая схема позволяет водителям тяжелогрузовых автомобилей избегать ответственности за превышение допустимого веса или габаритов. После прохождения контроля поддельные номера оперативно снимаются и заменяются настоящими, а владельцы легковушек, чьи номера были использованы, получают постановления о штрафах, достигающих 600 тысяч рублей.
Особенность ситуации заключается в том, что системы автоматической фиксации нарушений не всегда корректно распознают тип транспортного средства. Хотя Федеральная служба по надзору в сфере транспорта заявляет, что не выносит постановления, если на фотофиксации изображен легковой автомобиль, на практике это правило соблюдается не всегда.
Системы АПВГК не всегда корректно распознают тип транспортного средства
Эксперты обращают внимание на технические ограничения существующих систем контроля. Камеры, предназначенные для фиксации параметров грузовых автомобилей, иногда ошибочно идентифицируют легковые машины как потенциальных нарушителей, особенно когда в базе данных указаны номера, совпадающие с реальными регистрационными знаками автомобилей легкового класса.
Пострадавшим автовладельцам приходится доказывать свою невиновность через суд, что требует значительных временных и финансовых затрат. В условиях, когда штрафы за перегруз для грузового транспорта достигают астрономических сумм, мошенничество с номерами становится для недобросовестных перевозчиков способом избежать финансовой ответственности.
Специалисты в области транспортного права рекомендуют интегрировать базы данных пунктов весогабаритного контроля с системами Госавтоинспекции, что позволит оперативно выявлять несоответствия и предотвращать ошибочное наложение штрафов. Также звучат предложения упростить процедуру обжалования таких постановлений для законопослушных автомобилистов.
Параллельно правоохранительные органы напоминают о серьезной ответственности за умышленное сокрытие государственных номерных знаков. Подобные действия влекут за собой не только значительные штрафы, но и лишение водительских прав. Однако на практике доказать факт сознательного использования подложных номеров оказывается достаточно сложно.
Сложившаяся ситуация требует комплексного решения на законодательном уровне, поскольку масштабы проблемы продолжают расти. Владельцам легковых автомобилей эксперты советуют немедленно обжаловать любые подозрительные штрафы, связанные с весогабаритными нарушениями, и сохранять все доказательства своей невиновности.