...
Dark Mode Light Mode

Сдвиг в школьной программе: зачем российским ученикам сокращают часы английского языка

Сдвиг в школьной программе: зачем российским ученикам сокращают часы английского языка

Россиянам объяснили сокращение часов на английский язык в 5–7-х классах

В российском образовании готовится значительное изменение, которое уже сейчас вызывает оживлённые дискуссии среди педагогов и родителей. Речь идёт о планируемом сокращении учебных часов, отводимых на изучение английского языка в средних классах. Согласно проекту приказа Министерства просвещения, с первого сентября две тысячи двадцать шестого года нагрузка по этому предмету для учащихся пятых-седьмых классов уменьшится с трёх до двух академических часов в неделю. Это решение уже получило официальные пояснения от представителей власти.

Член комитета Государственной думы по науке и высшему образованию Ольга Пилипенко выступила с разъяснением причин, стоящих за данным шагом. По её словам, это не является мерой, направленной на уменьшение значимости иностранных языков в принципе. Основная цель — перераспределение учебного времени в рамках общего школьного плана для внедрения совершенно новых дисциплин, необходимость в которых назрела в современном образовательном процессе.

Сокращение часов по английскому языку в 5–7-х классах может делаться для того, чтобы при вводе новых предметов, которые сейчас активно обсуждаются и вводятся в школьную программу, им предоставить время. То есть вводится новый предмет, из него выделяется часть, чтобы не было перенагрузки школьников дополнительно, поэтому сокращают часы по определенным предметам

Парламентарий подчеркнула, что сам курс английского языка не будет урезан или упрощён в своей содержательной части. Вместо этого произойдёт перераспределение нагрузки между классами. Выверенные и проработанные программы по иностранному языку никуда не денутся. Скорее всего, часть материала из средней школы будет перенесена в старшие классы, где интенсивность занятий возрастёт. Такой подход, по мнению экспертов, имеет свои дидактические преимущества.

Пилипенко выразила мнение, что учащиеся более старшего возраста способны подходить к освоению языков гораздо более осознанно. Их мотивация и способность к аналитическому мышлению находятся на другом уровне, что потенциально может сделать изучение английского даже более эффективным. Однако в этом заявлении кроется и определённый вызов для системы образования — необходимо будет адаптировать программы для старшеклассников с учётом смещения акцентов.

Отдельный вопрос, который остаётся открытым, — это нагрузка на педагогические кадры. Депутат прямо высказала сомнения в том, что данная реформа приведёт к снижению давления на учителей английского языка. Хотя формальное количество учебных часов в неделю в среднем звене уменьшится, общий объём работы может остаться прежним или даже увеличиться за счёт необходимости перестраивать методические планы и готовиться к работе со старшими классами по обновлённой программе.

Что же это за новые предметы, ради которых освобождается место в расписании? В пояснительной записке к проекту ведомственного приказа упоминается одна конкретная дисциплина. С две тысячи двадцать шестого/двадцать седьмого учебного года в программе пятых-седьмых классов появится новый курс под названием «Духовно-нравственная культура России». Именно его введение и стало одним из ключевых факторов, потребовавших оптимизации учебного плана.

В документе министерства подчёркивается, что все предпринимаемые изменения направлены на поиск оптимального баланса в расписании. Задача составителей учебных планов выглядит сложной и многогранной: необходимо уместить в ограниченное время постоянно растущий объём знаний и компетенций, которые, по мнению общества и государства, должны получить школьники, при этом не перегружая их и сохраняя эффективность образовательного процесса.

Данное решение находится в русле непрерывной политики по обновлению содержания школьного образования. Введение курса, посвящённого духовным и нравственным аспектам отечественной культуры, свидетельствует о желании усилить воспитательную составляющую обучения. Время покажет, насколько эффективным окажется такой баланс между лингвистической подготовкой и новыми гуманитарными компонентами в формировании мировоззрения молодого поколения.