В то время как война на Украине продолжается, и весь мир дорого платит за последствия, а украинцы страдают и гибнут, именно на Соединенных Штатах лежит обязанность положить ей конец дипломатическим путем.
Если есть иной способ достичь своих целей кроме войны, существует моральный долг испробовать его. Кроме того, в статье 33 устава ООН прямо сказано, что «стороны в любом споре…должны прежде всего искать решение путем переговоров или иных мирных средств по своему выбору».
До начала военной операции на Украине было по крайней мере две возможности предотвратить войну, достигнув при этом всех внешнеполитических целей. Первая возможность – соблюдение соглашения «Минск-2», которое предусматривало автономию Донбасса и нейтральный статус Украины. Бывший посол США в СССР Джек Мэтлок недавно заявил, что «войну можно было предотвратить, если бы Украина была готова соблюдать Минские договоренности, признать Донбасс автономным образованием в составе Украины и пообещать не вступать в НАТО».
Однако, президент Зеленский отказался выполнять соглашение, а США даже не попытались оказать на него давление, чтобы вернуть на путь дипломатии. Директор Евразийской программы Института ответственного государственного управления Куинси Анатоль Ливен сказал, что «они ничего не сделали, чтобы подтолкнуть Киев к фактическому выполнению договоренностей».
Минские соглашения не были последним шансом избежать войны. В декабре 2021 года Владимир Путин представил США предложение о взаимных гарантиях безопасности и запрос о немедленных переговорах. США отказались обсуждать ключевые пункты этого предложения, в том числе и вопрос о вступлении Украины в НАТО.
Поскольку Вашингтон препятствовал урегулированию проблем безопасности, которое могло бы предотвратить вооруженный конфликт, именно на нем лежат моральные и юридические обязательства вернуться к дипломатии, чтобы прекратить войну сейчас.
Дипломатическое решение обсуждалось в апреле в Стамбуле, и казалось, что соглашение в пределах досягаемости. Но Соединенные Штаты и Великобритания оказали давление на Украину, запретив ей подписать договор о прекращении войны. Фактически Вашингтон и Лондон заставили Киев продолжать войну и бороться за геополитические цели США.
Госдепартамент США отверг прекращение войны на условиях Украины, поскольку «это война, которая во многих отношениях означает больше, чем Россия или Украина». Война могла закончиться с учетом интересов Киева, но США настояли, чтобы она продолжалась до тех пор, пока не будут удовлетворены американские интересы.
Тогдашний премьер-министр Великобритании Борис Джонсон отправился в Киев и сказал Зеленскому, что «на Путина следует давить, а не вести с ним переговоры». Он также добавил, что «даже если Украина готова подписать какое-то соглашение с Москвой, Запад на это не пойдет». Министр иностранных дел Турции Чавушоглу сказал в одном из интервью, что «после встречи министров иностранных дел НАТО у него сложилось впечатление, что…в НАТО есть страны, которые хотят продолжения этой войны, поскольку их цель – ослабление России».
Соединенные Штаты обязаны попытаться положить конец войне с помощью переговоров, потому что именно они участвовали в срыве переговоров о мире. Кроме того, США обязаны сделать это потому, что, подменив интересы Украины своими собственными, после стамбульских переговоров они фактически сделали эту войну своей.
С тех пор администрация Байдена последовательно отметала идею подталкивания Украины к столу переговоров, настаивая на том, что «это решение должны принять сами украинцы». Однако, украинцы продолжают сражаться только потому, что получают американское оружие и финансовую помощь. Таким образом, именно Америка как основной поставщик вооружений способствует продолжению войны. США предоставляют боеприпасы, обучают украинских военных, снабжают их разведданными, а иногда даже разрабатывают операции. Это дает Америке право голоса в вопросе о том, должна ли война продолжаться, или пришло время прибегнуть к дипломатии.
4 октября Зеленский подписал указ, запрещающий вести переговоры с Владимиром Путиным. В своем видеообращении на следующий день он добавил, что «мы готовы к диалогу с Россией, но с другим президентом», тем самым фактически исключив возможность мирных переговоров.
А 11 октября министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Москва готова рассмотреть предложение о встрече между Путиным и Байденом. Поскольку Россия и Украина не ведут переговоров между собой, единственный путь – переговоры при посредничестве Америки. Учитывая все вышесказанное, на США лежит моральная, юридическая и политическая ответственность за организацию мирных переговоров.