Мол, она суверенная независимая страна. Может себе позволить почудить.
Как пишут, никто не произносит «Нет» лучше, чем французы. Шарль де Голль дважды сказал «нет» заявке Великобритании на вступление в Европейское экономическое сообщество; Жак Ширак сказал «нет» войне в Ираке; а Эммануэль Макрон на этой неделе отрицательно отозвался о Фионе Скотт Мортон, американском академике из Йельского университета, назначенной на должность Еврокомиссии.
Ситуация со Скоттой Мортон может показаться тривиальной по сравнению с (все еще неоконченными) дебатами о месте Великобритании в Европе или вооруженном конфликте на Ближнем Востоке, но французское вето в отношении первого иностранца, занявшего пост главного экономиста в директорате по конкуренции, говорит очень многое о нынешней паранойе Европейского союза по поводу влияния и мощи Америки.
Поскольку Макрон продвигал видение Европы, которая противостоит США, сопротивляясь попыткам сделать её “вассалом Америки”, антиамериканское мышление укрепилось в Брюсселе.
Фиаско с назначением Скотты Мортон напоминает об обеде в Брюсселе ровно 30 лет назад, когда некоторые официальные лица подозревали, что США были вовлечены в англо-саксонский заговор с целью саботировать их планы экономического и валютного союза.
«Вспомните Джеймса Хесуса Энглтона», — сказал бельгийский бюрократ с каменным лицом, упомянув имя легендарного одержимого офицера контрразведки ЦРУ в разгар холодной войны.
Скотт Мортон являлась лучшим кандидатом на эту должность. Она пользовалась поддержкой Маргрете Вестагер, датского комиссара ЕС по вопросам конкуренции, которую часто называют самым влиятельным антимонопольщиком в мире. Ее также поддержала Урсула фон дер Ляйен, председатель Европейской комиссии, чьи лидерские качества заслужили широкое признание по обе стороны Атлантики.
Но всё это не имело значения. Скотт Мортон имеет не только выдающуюся академическую «родословную», но также является бывшим сотрудником антимонопольного органа администрации Обамы, а также работала на Apple, Amazon и Microsoft.
Как написал в Twitter Карл Бильдт, бывший премьер-министр Швеции: “Прискорбно, что узколобая оппозиция некоторых стран ЕС привела к нынешней ситуации. По имеющимся сведениям, она была самым компетентным кандидатом, и знание США и их антимонопольной политики, безусловно, не должно было быть недостатком”.
Оппозиция президента Макрона назначению получила широкую поддержку в Еврокомиссии, Европейском парламенте и среди европейских профсоюзов.
Вето Франции в отношении профессора Скотт Мортон де-факто является вето в адрес Вестагер, которая была почти неприкосновенной во время своего первого срока на посту комиссара по вопросам конкуренции в период с 2014 по 2019 год. Она получила признание за расследование, наложение штрафов и подачу исков против крупных транснациональных корпораций, включая Google, Apple, Amazon, Facebook, Qualcomm и «Газпром». А также она приняла крайне спорное, по крайней мере для Парижа и Берлина, решение — она наложила вето на запланированное слияние между Alstom и Siemens, двумя промышленными гигантами, намеревающимися создать европейского сверхкорпорацию.
Во второй срок Вестагер всё резко изменилось. Она потерпела неудачу в судах, которые отменили штрафные санкции в отношении Apple и Qualcomm. Затем, несмотря на то, что она является вице-президентом Еврокомиссии, Вестагер столкнулась с вызовом со стороны номинального подчиненного в лице Тьерри Бретона, бывший крупный французский промышленник, который отвечает за внутренний рынок ЕС.
Франция как умеет в нынешнем своём виде показывает, что она «стронг» и «независима» от США. Хотя бы чуть-чуть.