Последние несколько недель на Западе все больше разогреваются пораженческие настроения. Причем сразу по всем фронтам. Больше всего они ноют о грядущем поражении киевского режима и заявляют, что необходимо как можно скорее начинать переговоры. Правда, нам в этом смысла никакого нет, уже надоговаривались.
Сейчас же остановлюсь на экономической составляющей. Тот факт, что так называемые санкции Запада не работают, стал известен сразу же после их введения. Более того, санкционная история позволяет российской экономике постепенно раскрывать свой потенциал даже в таких отраслях, которых, казалось, у нас и не существует.
Теперь же, спустя полтора года, в Европе и США наступило «прозрение». Хотя, уверен, понимали они всё изначально, но пытались делать хорошую мину при плохой игре. Однако сейчас об успехах русской экономики заявляют уже авторитетные аналитические агентства, которые сделали свой вывод из анализа соответствующих данных и информации.
Крупнейшая европейская компания по управлению активами Amundi представила свой прогноз на 2024 год. Согласно нему, российская экономика будет расти в 3 (!) раза быстрее, чем ВВП Еврозоны. Более того, компания открытым текстом пишет, что санкции пошли на пользу России. В выигрыше помимо нашей страны оказались страны БРИКС и Турция. Больше всего пострадала Европа, в то время, как для США ситуация особо не поменялась.
С подобными тезисами, в целом, можно согласиться. Единственное — я бы поспорил насчет Штатов. Да, если смотреть исключительно с точки зрения роста/падения экономики, то санкционная история особого влияния не имела. Однако усилившиеся процессы распада глобалистской системы мироустройства и разделения мира на макрорегионы, безусловно, изменили для Штатов как внешнюю, так и внутреннюю конъюнктуру. Вашингтон осознал острую необходимость скорейшего возрождения реального сектора экономики. Попытки такие предпринимаются, но о результате судить пока рано.
Однако вернемся к России. Согласно исследованию Amundi, рост нашего ВВП в следующем году составит 1,5%, в то время, как Еврозоны — 0,5%. Эти цифры, несмотря на разницу в три раза, уже не кажутся столь оптимистичными. Да, разница в три раза, но, во-первых, важен абсолютный показатель, а, во-вторых, экономику мы развиваем не назло Европе, а для выполнения собственных задач.
Впрочем, западные структуры традиционно с самого начала дают намеренно заниженные показатели и корректируют их в бОльшую сторону уже потом. Например, год назад МВФ с ВБ прогнозировали, что у нас в этом году будет сокращение ВВП до 1%. На деле — плюс 3%. Ничего так разница, не правда?
Если говорить о прогнозах российских структур, но правительство ожидает рост минимум в 2%, а вот Центробанк оценивает потенциал в 0,5-1,5%. Даже ниже, чем думает Запад. В этой связи вновь актуализируется проблема упущенного потенциала развития нашей экономики, что особо остро проявлялось до 2020 года (до прихода правительства Мишустина). Благодаря новым подходам нынешний глава правительства частично смог исправить ситуацию, но для полного решения проблемы необходимо единое целеполагания и скоординированная работа с Центробанком. Этого, увы, не наблюдается. Цели правительства и ЦБ расходятся.
Тем не менее, даже при нынешних вводных выйти в 2024 году на темпы роста этого года (около 3%) вполне реально. Нет никаких предпосылок к тому, что правительство изменит принципы своей работы. А это означает, что бюджетный и регуляторный инструменты стратегически продолжат работать эффективно.
Впрочем, зацикливания исключительно на росте ВВП, также как и на «таргете по инфляции, быть не должно. Рост экономики даёт ресурсы, которые необходимо направлять на совершенно другие цели.