Когда во время пандемии страны ОПЕК+ стали проводить согласованную политику в добыче, на это изначально мало кто обратил внимание. А зря. Тут ведь дело не в причинах, по которым эти страны консолидировали усилия. Главное, что они почувствовали, что совместными усилиями могут прекрасно управлять энергетическим рынком.
И тут США явно переоценили своё влияние в мире. Хотя если совсем честно, то в какой-то степени им рост цен выгоден в краткосрочной перспективе, ведь США является одним из крупнейших игроков на рынке энергоресурсов. Проблема только в том, что из-за так любимых американцами санкций, они фактически подписались быть основным поставщиком для всего Запада. И большие цены в ЕС, автоматически поднимают их в самих США.
А самое главное США неправильно спрогнозировали действия арабского мира на санкции против России. Расчет был на то, что арабы обрадуются уходом России с европейского рынка и тут же бросятся занимать эту нишу. Но ничего подобного не произошло.
Не надо думать, что дело здесь в большой любви к России. Это неверное суждение. Всё намного проще. Арабы просто прекрасно поняли, что если сломают Россию, то затем возьмутся за них. Так что помогают они не столько России, сколько себе. И вопрос не только в объемах добычи.
Гораздо страшнее для США то, что уже огромное количество сделок с энергоресурсами проходят вне доллара. А ведь одной из причин того, что Запад не очень серьезно отнесся к проблеме совместной политики стран ОПЕК+ было то, что США контролировали как биржи, так и все сделки в долларах и евро. Но теперь гигантский объем сделок проходит «мимо кассы».
Когда после событий 24 февраля цены на энергоносители взлетели до небес, было понятно, что это явление временное. Всё дело в том, что экономические показатели мировой экономики никак не соответствовали этим ценам. И тогда меры стран ОПЕК+ помогли стабилизировать цены, которые естественным образом устремились вниз. Но план был более глобальным. Задача ОПЕК+ была добиться реального дефицита энергоресурсов в мире. Именно реального, а не вызванного ажиотажем из-за неопределенности, как это было весной и летом 2022 года.
И вот теперь ситуация складывается очень интересно. На данный момент дефицит нефти и нефтепродуктов оценивается примерно 1,5 млн. баррелей в сутки. Цифра уже солидная. Но важнее , что учитывая темпы роста мировой экономики и нежелание стран ОПЕК+ увеличивать добычу в ближайшее время, эта цифра по всем прогнозам в 2024 году составит уже 3 млн. баррелей в сутки.
А это уже очень серьезная цифра. Чуть более 3% мировой потребности. Но и здесь есть важный нюанс. Этот дефицит в первую очередь ударит как раз по Западу, который из-за своей политики санкций отрезан от поставок нефти из многих стран. И если рассматривать цифру дефицита именно с этой точки зрения, то она вырастет чуть ли не вдвое.
Таким образом ОПЕК+, получает ситуацию, когда он можно диктовать свои условия. При таком размере дефицита товара, именно продавец определяет условия. Но здесь надо понимать, что рост цен не может закрыть дефицит физического объема. Это невозможно. Если миру надо в день 80 млн. баррелей, а в наличии есть всего 77, вы можете покупать хоть по миллиону за баррель, но закрыть дефицит не получится.
Вариант тут только один. Сокращать потребление, чтобы оно соответствовало предложению. Но тут стоит посмотреть на то, что чем более высокотехнологичное производство, тем больше энергии оно потребляет. Это значит, что именно Западу, в первую очередь, придется сокращать потребление, а фактически производство. И никак повлиять на эту ситуацию возможности нет.
Простой пример. Не успела Россия запретить экспорт нефтепродуктов в недружественные старны, как цены на них в Европе мгновенно увеличились на пять процентов за день. Но где гарантия, что со временем подобные ограничительные меры не введут и другие участники энергетического рынка. А ведь есть еще варианта потолка наоборот. Ведь если Запад ввёл потолок цен на российскую нефть, то почему в ответ не ввести ограничение на минимальную цену для Запада. Проще говоря, не продавать ему ниже определенной цены.
Кто-то подумает, что такой вариант нереален. Но еще с десяток лет назад считалось нереальным что страны вообще объединятся в ОПЕК+ и тем более будут проводить совместную политику. А уж представить, что саудиты будут продавать нефть не за доллары, еще пару лет назад и представить было невозможно.
Так что энергетическая война Запада проиграна. Сейчас вопрос лишь в условиях капитуляции, а точнее чем Запад готов пожертвовать. Понятно, что данный прогноз справедлив лишь для мирного времени. В случае глобального мирового конфликта, ситуация изменится. Но для Запада в этом случае будет только хуже.