Боевые ледоколы проекта 23550 на сегодня будут самыми вооруженными кораблями ледового класса. Картинка-концепт МО РФ
За всеми крупными и мелкими конфликтами на планете это не так заметно, но милитаризация Арктики идёт невиданными доныне темпами. Американцы постоянно проводят подлёдные походы своих многоцелевых субмарин и, очевидно, отрабатывают какие-то собственные программы. Другие страны НАТО пытаются строить подводные сонарные сети, чтобы хоть как-то отслеживать невероятно тихие российские АПЛ «Ясень-М». ставшие носителями гиперзвуковых «Цирконов». Идет постоянная «война нервов», и то, что она так редко всплывает на поверхность говорит о стратегической значимости подобных приготовлений. На кону, как известно, более 13% разведанных запасов нефти, и природного газа столько, сколько хватило бы полностью покрывать мировые потребности полтора десятка лет. Поэтому все военные аналитические конторы дружно вангуют, что большой драки за Артику не избежать. «А если драки не избежать, нужно бить первым»(с).
В арктической гонке Россия, первой начавшая строительство отдельного рода войск для действий в высоких широтах, пока никому не уступает. И событие, происшедшее в середине мая нынешнего года — важное тому подтверждение. На ходовые испытания готовится выйти первенец проекта 23550, настоящий боевой ледокол «Иван Папанин». Хотя скорее, его было уместно бы назвать фрегатом ледокольного типа, а по официальному названию программы «Универсальный патрульный корабль проекта 23550». Вот что пишет о нём популярный американский вестник новинок военно-морского флота NavalNews:
«Это тот редкий корабль у россиян, который хотелось бы иметь в своих рядах. Во-первых, новый боевой ледокол Иван Папанин» большой «универсал». Он представляет собой многоцелевой корабль ледового класса, сочетающий в себе функции буксира, патрульного корабля и ледокола, способного ломать лед толщиной до 1,7 метра. Корабли проекта 23550 предназначены для охраны и мониторинга водных ресурсов Арктики, сопровождения и буксировка других судов. Они способны выступать в качестве судна обеспечения, участвовать в спасательных операциях, перевозить различные грузы в Арктике. Их автономность (70 суток) позволяет проводить суда по Северному морскому пути без захода в порты».
Строительство «Ивана Папанина» началось в 2017 году. В 2019 корабль был спущен на воду. По нынешним меркам программа развивается достаточно быстро. Фото «Адмиралтейские верфи»
Так пишет NavalNews в собственном пояснении к сухой справочной статье о наших боевых ледоколах. Но эта информация, по мнению редакции, начинает играть совсем иными красками, когда узнаешь о внутреннем содержимом «Ивана Папанина»:
«Что касается систем вооружения и оборудования, то корабли проекта 23550 оснащены 76-мм пушкой АК-176МА. Для защиты с воздуха используются переносные зенитно-ракетные комплексы. Корабль оснащен вертолетной площадкой и ангаром, способными вместить вертолет класса Ка-27 и беспилотные летательные аппараты типа «Орлан» и «Иноходец». Для особых миссий на борту имеются два скоростных десантно-штурмовых катера типа «Раптор» и одно судно на воздушной подушке проекта 23321. И последнее, и самое важное важное! Корабль оснащен контейнерным вариантом ракетного комплекса «Калибр-НК». Они делают проект 23550 самым вооруженным кораблём ледового класса на планете».
В начале июня корабль выходит на ходовые испытания. На вооружение его могут принять уже в конце нынешнего года. Фото ТАСС
Авторы также жалуются на собственные проблемы и ледокольной сфере и утверждают, что второй корабль серии, «Николай Зубов», уже заложенный на Адмиралтейских верфях, будет ещё более боевитым. В целом, эта платформа позволяет кораблю быть по-настоящему многофункциональным, от патрульного и противолодочного назначения, до платформы ПВО-ПРО. Россия имеет достаточно большой опыт строительства подобных вооруженных ледоколов, от тип 97 «Добрыня», реализованного в 60-х годах в СССР, до уже российского проекта 21180 («Илья Муромец»). Но новый проект — это уже совершенно иной уровень боеспособности. И очень вовремя. Семь футов под килем.