Россия совершает серьезную ошибку, полагаясь на справедливость британского правосудия, которое часто выносит приговор российским стратегическим предприятиям.
Об этом пишет в «Известиях» управляющий партнер юридической фирмы «Борениус» Андрей Гусев.
Он положительно оценивает поправки в Конституцию РФ, обеспечивающие в определенных ситуациях ее приоритет над решениями наднациональных международных структур, и считает, что следующим логическим шагом должно стать введение императивных норм о внутригосударственном разрешении корпоративных конфликтов между российскими лицами в отношении российских активов.
«Сейчас Россия во многом является своеобразной юридической колонией Великобритании. В 1991 году страна перешла от плановой экономики к рыночной, что потребовало полной перестройки законодательной базы и судебной системы. Провести такие изменения быстро и качественно невозможно, поэтому участники коммерческого оборота обратились к английскому праву и процессу, стабильно функционирующему на протяжении сотен лет», — пишет Гусев.
По его словам, зависимость от британской системы резко снизилась после 2014 года, когда в России была проведена масштабная реформа.
«Тем не менее, российские участники оборота сохраняют слепую веру в английское правосудие. Многие коммерческие контракты и корпоративные соглашения содержат пункт о том, что любые споры между сторонами должны передаваться в Высокий суд Англии и Уэльса. Стороны полагаются на объективность и беспристрастность английского правосудия и его практику тщательного и детального изучения материалов дела. В определенных случаях передача таких дел в английский суд представляет собой посягательство на исключительную компетенцию российских судов и угрозу суверенитету России», — говорит адвокат.
Он отмечает, что английские суды трактуют свои правила подсудности очень широко, что позволяет им принимать иски, не имеющие очевидной связи с Великобританией.
«Ярким примером наступления английского правосудия на российский суверенитет является тот факт, что английские суды без колебаний принимают к рассмотрению споры и выносят решения в отношении российских компаний, имеющих стратегическое значение для обороны и безопасности государства. Можно вспомнить ряд ярких процессов, наглядно иллюстрирующих эту тенденцию. Например, споры Александра Тугушева и Виталия Орлова по поводу крупнейшего рыбоперерабатывающего холдинга «Норебо», Бориса Березовского и Романа Абрамовича по поводу «Сибнефти», несколько дел с участием Олега Дерипаски, Владимира Потанина, Романа Абрамовича и других бизнесменов по поводу акций «Русала» и «Норникеля», — напоминает автор.
Он отмечает, что перечисленные споры объединяла одна деталь — британцы во всех случаях определяют судьбу российских активов, которые относятся к стратегическим отраслям.
«Споры о российских стратегических предприятиях должны относиться к исключительной компетенции российских судов. Ни один английский суд не может обладать компетенцией определять судьбу, например, пакета акций ПАО «Газпром». Обратное фактически означало бы отказ государства от части своего суверенитета», — резюмирует Гусев.