Когда-то, а если конкретно — в 1918 году, на территорию Абхазии была введена девятая пехотная дивизия. Сегодня это — 7-я Краснодарская Краснознамённая орденов Жукова, Кутузова и Красной Звезды военная база, основной задачей которой является охрана территории республики. То есть по сути, Россия вот уже на протяжении более 100 лет охраняет Абхазию, и за все эти годы, никто никаких претензий на этот счет не высказывал, и всех всё устраивало.
Но так было вплоть до последнего времени, пока Москва, руководствуясь самыми благими намерениями, не предложила руководству Абхазии реализовать на практике одну неплохую идею — объединить сотрудников Росгвардии РФ с местными силовиками — что бы они вместе обеспечивали охрану общественного порядка в дружеской, как нам казалось, республике.
То, что Сухум отказался от этого — это одно дело, как-то это можно было понять. Но вот что сказал главы МВД Абхазии Роберт Киут:
«Проект договора о сотрудничестве между МВД Абхазии и Федеральной службой войск национальной гвардии РФ не подлежит подписанию со стороны руководства МВД республики. В МВД Абхазии и других силовых структурах имеется достаточное количество личного состава для обеспечения общественной безопасности, охраны общественного порядка, осуществления госконтроля в области оборота оружия, борьбы с терроризмом и экстремизмом, охраны имущества юридических и физических лиц, а так же обеспечения мероприятий силовой поддержки по противодействию преступности».
В принципе — нормально. Но «самое интересное» прозвучало в следующей части его заявления:
«В ведомстве, как и во всем руководстве Абхазии, нет тех, кто готов осуществлять свою профессиональную деятельность в ущерб национальным интересам государства, либо в ущерб интересам его граждан. Республика Абхазия, это независимое и суверенное государство, именно этот статус мы защищаем и охраняем 30 лет. В этом ключе мы намерены действовать и далее».
Подождите сразу ругаться! Потому что на все это, оказывается, есть две точки зрения.
С одной стороны, конечно, хочется напомнить абхазам, кто реально все эти тридцать лет охраняет «суверенное» государство. И про войну с Грузией тоже напомнить.
И кто помогает держаться на плаву в экономическом плане «независимому государству» — тоже напомнить. Кто платит пенсии? Россия. Какая основная валюта на территории республики? Рубль. Кто наполняет и формирует бюджет Абхазии? Правильно, Россия, ежегодно вливающая в него чуть ли не 50% от общего объема.
Миллиарды рублей, даже в столь непростое для России время, наша страна продолжает отдавать Абхазии, и что мы получаем взамен? Вот это хамство и неприязнь?
Можно ещё также напомнить, что именно Россия обеспечивает порядка 80% всего товарооборота Абхазии.
Наша страна пытается участвовать в восстановлении курортов и санаториев Абхазии, которые местное руководство благополучно угробило. Какое-нибудь еще государство в мире может позволить себе бесплатно поставлять электроэнергию в чужую «независимую» страну? А Россия может — до конца зимы прошлого года мы по поставили этого ресурса на общую сумму в 6 млрд рублей! Да, с конца 2023 года, Россия стала поставлять в республику электричество по коммерческим ценам, но при этом лимит на бесплатную электроэнергию по-прежнему сохранился.
Поэтому стоит ли удивляться, что на фоне такой невиданной щедрости, никто из абхазов не торопится утруждать себя иной работой, кроме как торговлей мандаринами.
Хотят признавать это абхазы или нет, но все экономка Абхазии — это лишь только туризм и сельское хозяйство, без России она загнется в первые же месяцы. А все сельское хозяйство Абхазии — это мандариновые плантации, львиная доля которых работает именно на российского импортера. А вся туристическая отрасль — это разрушенная инфраструктура и крайне убогий сервис, на который никто, кроме россиян, не польстится.
Так что в стране нет ни одной жизненно важной сферы, где бы Россия не принимала самое активное участие. И это ответ нам? Ресурс rosbalt.ru опубликовал у себя вот такое высказывание абхаза, уж не знаю антироссийски он был настроен или это общее мнение:
«Засилье русских приведёт к утрате нашего суверенитета и родного языка. Мы не для того выгнали грузин, чтобы на их место пришли русские».
Возвращаясь к теме отвергнутого сотрудничества с Росгвардией, надо сказать, что эта тема взялась не с потолка. Нашим важно было наладить совместное сотрудничество по противодействию экстремизму, терроризму и нелегальному обороту оружием, что сейчас для России является чрезвычайно актуальным.
Показалось, что наши действительно дюже обиделись. Иначе чем еще объяснить заявление российского МИДа, сделанное через несколько дней после речи абхазского милиционера, сделанное в предверии курортного сезона:
«В связи с выходом на свободу жителя Абхазии Эдгара Абухбы, который отбывал наказание за изнасилование и ограбление россиянки, МИД РФ предупреждает о рисках для посетителей абхазских курортов.
Места лишения свободы он покинул 2 февраля, а свое тягчайшее преступление в отношении российской туристки совершил в 2019 году.
Его выпустили на свободу после смягчения ему приговора решением Верховного суда этой страны.
Данный резонансный случай свидетельствует о весьма снисходительном отношении абхазского правосудия к совершаемым на территории республики преступлениям и выносимым виновникам мерам наказания».
Кажется, все ясно, не правда ли? Это как муха — то в турецких помидорах, то в эквадорских бананах. Пока противоположная сторона не произведет дезинфекцию своей политики — «санитарная служба» РФ свое добро не даст.
Но, оказывается, не все так однозначно. И переходим ко второй стороне вопроса, о которой было заявлено вначале.
Некоторые источники утверждают, что власти Абхазии сами инициировали этот договор ещё год назад, но, в ответственный момент — дали заднюю. Почему?
В Абхазии усилились позиции Турции. Многие не знают, но абхазский этнос в Турции гораздо больше по численности, чем в самой Абхазии. Это связано в том числе и с миграцией. Турки хорошо поработали со своими турецкими абхазами, а те, в свою очередь, имеют крайне сильное влияние и на оппозицию, и на чиновников республики.
Местные власти, конечно, под козырёк ничего не берут, но считаться вынуждены. В данном конкретном случае политика отуречивания даёт свои плоды. Поэтому для того, чтобы избежать бурления в самой Абхазии, было принято решение временно откатить этот договор о сотрудничестве с Росгвардией. Меньше всего сейчас самой России и Абхазии нужны волнения на южной границе. И интепритировать все произошедшее надо только так — никто никого не предавал, и когда будет более подходящее время, все образуется…
Ну, а чтобы привести еще один довод в пользу этой версии, отмечу, что глава Абхазии, Аслан Георгиевич Бжания, лично отправил свыше 1500 человек на помощь Русской Армии. Так предатели себя не ведут.
И какая из этих версий вам кажется более реальной?..
Бочкарев Александр