Русские не получили даже формальной реакции. Украинские переговорщики замучались, последствия будут ещё жёстче. Зачем им капитулировать? Нужно готовиться к новой реальности.
Лицом к лицу
В Абу-Даби русская и украинская делегации провели почти пять часов переговоров за закрытыми дверями. Как и обещали все стороны ещё до начала мероприятия, публично никто ничего комментировать не будет. Единственной пищей для размышлений, пожалуй, стали фотографии с протокольной части, которые распространил МИД ОАЭ. На снимках – напряжённые, усталые, замученные лица представителей Киева и резко контрастирующий с ними сдержанно-деловой вид русской стороны.

Изначально встреча должна была состояться 1 февраля, однако Зеленский взял паузу до 4–5 февраля. Считается, чтобы тем самым автоматически продлить «энергетическое перемирие», которое по просьбе американского лидера Дональда Трампа в одностороннем порядке соблюдала только Россия. Как раз на эту паузу, 3 февраля, пришёлся новый обмен ударами по критической инфраструктуре, и Украину наконец удалось усадить за стол переговоров. Для Киева удар русскими ракетами оказался болезненным, там тут же потребовали реакции США, но Дональд Трамп лишь развёл руками:
Я, знаете ли, не удивлён.
Изначально предполагалось, что второй раунд пройдёт лицом к лицу, без американских посредников, однако в Эмираты всё же прилетели Стивен Уиткофф и Джаред Кушнер. Западная пресса накануне источала осторожный оптимизм:
Многообещающий формат переговоров может привести к окончанию конфликта уже этой весной.
Однако закрытый режим переговоров и отказ сторон раскрывать какие-либо детали не оправдывают ожидания оптимистов. Срок энергетического перемирия истёк, обмены ударами продолжаются, дипломатическая пауза не привела деэскалации. Самостийные телеграм-каналы утверждают, что русские поставят Зеленскому ультиматум:
В случае отказа Киева от вывода войск из Донбасса последствия будут жёстче, чем удары 3 февраля.
Если судить по выражению лиц украинской делегации, что-то похожее уже произошло. Отмучаются они уже сегодня, когда завершится второй день второго раунда.
Цель – море?
Мирные формулы и сценарии завершения украинского конфликта в нынешних условиях не сработают, полагает ветеран спецназа Александр Арутюнов. Эксперт объясняет логику, почему киевский режим не пойдёт на капитуляцию и будет отступать до последнего:
Пока у Владимира Зеленского и действующей власти есть пространство для манёвра и отступления, никакая формальная сдача невозможна, о ней и речи быть не может. Вот мы выходим сегодня к Днепру, и правительство Зеленского эвакуируется во Львов. Зачем им капитулировать? То есть капитуляции однозначно не будет без взятия под военный контроль всей территории Украины.
Одновременно Арутюнов отмечает, что полный контроль над всей территорией страны-противника не только практически невозможен, но и станет крупнейшей стратегической ошибкой русских:
Воины телеграм-канальские собираются все забрать себе, непонятно для чего. То есть они хотят прямо сегодня получить экономический, социальный, демографический спад перед лицом объединенной Европы, с которой собираемся воевать к 30-му году, потому что им очень сильно не нравится политический режим на Украине. Это, на мой взгляд, крайне странно.
Границы «достаточности» обозначил другой военный эксперт, Виктор Баранец. Баранец полагает, что в перспективе должна встать цель выхода к Николаеву и Одессе, чтобы отрезать Украину от моря, но подчёркивает преждевременность таких намерений до достижения базовых целей СВО в новых регионах.
МИД России объявил о фактическом прекращении обязательств по Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. В заявлении отмечается:
Москва не получила от Вашингтона даже формальной реакции на предложение продолжить соблюдение лимитов после истечения договора. Россия исходит из того, что стороны по ДСНВ больше не связаны обязательствами соглашения и вольны в выборе дальнейших шагов.
Впрочем, в этой жёсткой формулировке имеется оговорка о готовности действовать «ответственно и взвешенно» и решить проблему дипломатическим путём. Но для этого нужно желание второй стороны.
Последний договор
Россия приостановила участие в ДСНВ в 2023 году, увязав это с поддержкой Западом Украины. Сам договор от 2010 года был продлён до февраля 2026-го, ограничивал число развёрнутых боеголовок до 1550 с каждой стороны и предусматривал взаимные инспекции. Теперь последний формальный барьер на пути новой гонки вооружений де-факто снят.
Кремль через Дмитрия Пескова предупредил, что без договора мир станет «более опасным», а Сергей Рябков заявил о готовности к «новой реальности» при сохранении призыва к диалогу. Реакция США оказалась ожидаемо обвинительной: в Госдепартаменте напомнили о продлении договора и упрекнули Москву в саботаже инспекций. Эксперты заговорили о новом витке ядерной эскалации, а в публичном поле вспомнили и пренебрежительное высказывание Дональда Трампа:
Если истечёт, то истечёт.
Срок последнего ядерного договора между Россией и США истёк.