Бывший глава МОССАД Йоси Коэн впервые выступил с откровением о проблемах, которые создала для Израиля военная кампания России в Сирии. Коэн, в частности, посетовал на то, что российские коллеги пристально следят за «каждым взлетающим самолетом». Высказывания Коэна выглядят неожиданно: все трудности вокруг коммуникации с россиянами по сирийскому досье израильская сторона редко выносила на обозрение. Возможно, в Израиле многое начинает меняться с учетом ожидающегося прихода правительства, в котором не будет Биньямина Нетаньяху.
Свои высказывания Коэн сделал на узком мероприятии, организованном Университетом им. Бар-Илана. Среди прочих внешнеполитических проблем он затронул вопрос военного присутствия России в соседней стране.
Как передает портал Walla, бывший глава ведомства пожаловался на то, что с начала своей операции Москва пристально следит за любым действием израильтян. «Каждый взлетающий самолет», по его словам, находится под «пристальным вниманием русских». Разрастание российского влияния в Арабской Республике Коэн связал с нежеланием администрации экс-президента США Барака Обамы активно вмешиваться в сирийский вооруженный конфликт. Это сделало Кремлю фактическое приглашение, подчеркнул бывший глава МОССАД.
Выступление Коэна стало сюрпризом: практика публичных заявлений показывает, что Россия и Израиль всегда пытаются сглаживать острые углы вокруг Сирии и связанных с ней досье, даже после скандального «самолетного» кризиса 2018 года. Когда в марте делегация ливанской группировки «Хезболла» во главе с лидером ее парламентского блока Мухаммадом Раадом нанесла визит в Москву и это совпало с поездкой в российскую столицу главы МИД Израиля Габи Ашкенази, еврейское государство смягчило видимую неловкость: со ссылкой на неназванные дипломатические источники израильские СМИ сообщали, что их МИД будет исходить из случайного характера накладки по датам поездок функционера «партии Аллаха» и израильского министра.
Звонок в Москву, кроме того, был для Нетаньяху на протяжении последних лет единственным способом решить гуманитарные проблемы, связанные с соседней страной. Так, в этом году при российском посредничестве еврейскому государству и находящейся с ним в состоянии конфронтации Сирии удалось провести обмен пленными. На протяжении долгого времени в арабских и ивритоязычных изданиях циркулировали сообщения, что Москва пытается найти на сирийской территории останки знаменитого израильского шпиона Эли Коэна, чтобы вернуть их домой. Остается под вопросом, может ли измениться качество этих каналов связи сейчас, когда в Израиле готовятся утвердить новое правительство, в котором не нашлось места для Нетаньяху.
«Откровенность Йоси Коэна – это конъюнктурное заявление, секрет Полишинеля, потому что наиболее важные объекты Израиля с учетом его географического положения уязвимы из-за отсутствия стратегической глубины: радары подсвечивают израильскую авиацию еще на взлете с аэродромов, – заявил приглашенный исследователь вашингтонского Института Ближнего Востока (MEI) и эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов. – В то же время, насколько известно, российская авиация в Сирии уже давно не находится в положении «дежурство в воздухе», а из положения «дежурство на аэродроме» невозможно реагировать на вылеты авиации Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) с коротким уведомлением».
Кроме того, по словам аналитика, российские военные активны на юго-западе Арабской Республики, оказывая поддержку 8-й бригаде 5-го армейского корпуса, состоящей из бывших повстанцев: это является неким аргументом против активности Ирана, и это Израиль не может не приветствовать. «Если бы российского присутствия не было в том регионе, был бы Израиль менее активен на этом направлении? Конечно нет, – рассуждает Мардасов. – Потенциальные противники Израиля обладают значительно большим арсеналом ракетного, в том числе и высокоточного оружия, способного вывести из строя военные аэродромы при отсутствии у Израиля стратегической глубины обороны». Поэтому сирийский фронт по-прежнему таит риски, несмотря на удары ЦАХАЛ.
Вопрос с сирийской ареной в любом случае будет отдан на откуп армейскому и разведывательному сообществу Израиля, поэтому министерская ротация, по словам аналитика, может влиять только на интенсивность встреч и контактов. В то же время собеседник обратил внимание на то, что именно Нетаньяху одним из первых мировых лидеров не побоялся прибыть в Москву после объявления о начале российской операции в Сирии. Его консультации с президентом Владимиром Путиным состоялись 21 сентября 2015 года – почти за неделю до того, как Москва приступила к выполнению миссии. Тогда были достигнуты соглашения о создании механизма для предупреждения случайной конфронтации между российскими и израильскими силами в Сирии.
Игорь Субботин