Морозы обрушили запасы газа и взвинтили цены до годового максимума
Энергетическая система Европы проходит через серьезное испытание в январе 2026 года. Аномальные и затяжные морозы, пришедшие на континент, привели к стремительному опустошению подземных газовых хранилищ и резкому скачку цен на топливо. Ситуация, по оценкам экспертов, вышла за рамки обычных сезонных колебаний и создала реальные риски для обеспечения энергетической безопасности к концу отопительного сезона.
Данные ассоциации европейских операторов газовой инфраструктуры Gas Infrastructure Europe (GIE) красноречиво свидетельствуют о масштабе проблемы. К середине января уровень заполнения подземных хранилищ газа (ПХГ) в Европе опустился ниже психологически важной отметки в 50%. По последним оценкам, запасы составляют около 45-50%, что на 15-30% ниже средних показателей за последние пять лет для этого времени года. Текущий темп отбора газа из хранилищ настолько высок, что Европа опережает обычный график расхода запасов на три-четыре недели. Другими словами, резервы топлива тают с угрожающей скоростью.
Согласно установленным срокам, сезон отбора газа из подземных хранилищ на территории Европы был начат 12 октября 2025 года. На момент старта сезона ПХГ были заполнены на 83,15%. В настоящее время в европейских ПХГ отобрано уже более 35 млрд куб. м газа.
Неудивительно, что рынок мгновенно отреагировал на эти тревожные сигналы. Спотовая цена на газ с поставкой «на день вперёд» на ключевом европейском хабе TTF в Нидерландах за короткий период выросла более чем на 30%, достигнув отметок в $460-495 за тысячу кубометров. Это максимальный уровень с февраля 2025 года. Фьючерсы также показывали резкий рост, прибавив 11% за один день и достигнув максимума с июня прошлого года. Аналитики называют это самой быстрой положительной динамикой за последние два года.
Непосредственной причиной кризиса стал мощный погодный фронт, который метеорологи связывают с явлением, известным как «сибирский взрыв» или «арктический вынос». Холодный антициклон принес на континент массы ледяного воздуха, сделав январь 2026 года одним из самых холодных месяцев за полтора десятилетия — температура оказалась на 3-5 градусов ниже климатической нормы. По прогнозам, морозная погода с температурой до минус 10-13 градусов в странах Центральной и Восточной Европы продержится как минимум до конца января, а февраль также ожидается холоднее обычного.
Однако погода лишь обнажила более глубокие структурные проблемы европейского энергетического рынка. Европа вошла в зиму с изначально неполными хранилищами, отчасти из-за относительно мягких предыдущих зим, которые создали ощущение избыточности запасов. При этом историческая зависимость от российского трубопроводного газа, поставки которого после 2022 года резко сократились, была замещена импортом сжиженного природного газа (СПГ), в первую очередь из США. В 2025 году импорт СПГ в Европу вырос на 28%, до 109 млн тонн. Но глобальный рынок СПГ остается конкурентным, и европейцам приходится конкурировать за партии топлива с покупателями из Азии, где также наблюдаются похолодания.
Эксперты указывают на совокупность рисков, которая усугубляет ситуацию. Помимо истощения запасов и роста цен, к ним относятся снижение выработки ветровой энергетики в безветренную морозную погоду и остановка части атомных мощностей во Франции. Некоторые аналитики не исключают, что в случае продолжения суровых морозов суточные котировки газа в ЕС могут кратковременно преодолеть отметку в $1000 за тысячу кубометров до конца зимы.
«Даже если газа физически достаточно, цены растут «про запас» — как страховка от неблагоприятного сценария. Но чем ниже уровень запасов к концу зимы, тем выше вероятность новых ценовых всплесков в феврале–марте», — поясняет руководитель аналитического центра Mind Money Игорь Исаев.
В то время как представители Еврокомиссии публично выражают спокойствие, называя уровень запасов в 50% «средним историческим показателем», рынок демонстрирует нервозность. Главный вопрос теперь заключается в том, насколько пустыми окажутся хранилища к апрелю 2026 года. Если запасы опустятся до критически низкого уровня, Европе будет чрезвычайно сложно и дорого пополнить их к следующей зиме, что создаст риски для энергетической стабильности в отопительный сезон 2026/2027 годов. Текущая ситуация служит наглядным напоминанием, что даже после масштабной перестройки рынка европейская энергетика остается уязвимой к капризам погоды и геополитическим потрясениям.