Чем ближе окончание строительства и пуск газопровода «Северный поток-2», тем сильнее стенания определённой части украинской верхушки, о будущей зависимости Европы от России, об использовании потоков в качестве шантажа.
Повторяя раз за разом один и тот же тезис, что с потерей украинского транзита Европа станет зависимой от России, до них не доходит, что труба не важно какая, труба и есть. А труба, не важно какая, без газа — металлолом. Если РФ захочет перекрыть газ в Европу, то она это сделает вне зависимости от того, где проложена труба: в Европе ли, на Украине ли.
Вообще то «Газпрому» надо было открыто сказать, что в любом случае: при достроенном СП-2 или отказе от него, транзит газа через Украину по окончании существующего контракта, будет осуществляться только по мере надобности, когда не будет хватать других мощностей. Но… геополитика, понимаешь ли.
Случается риторика, наверное для разнообразия, меняется. Тут недавно с берегов Днепра раздался очередной «плач вдовы»- комментарий вице-президента Торгово-промышленной палаты Украины Михаила Непрана, по поводу завершения строительства газопроводов в обход Украины:
«Фактически русские, создают все условия, чтобы быстро превратить Украину из важного посредника между РФ и ЕС в аграрную провинцию. Нас… выводят из списка ключевых участников большой геополитической игры».
В этих двух фразах красиво всё. Особенно тезис об Украине, как о геополитическом игроке и посреднике между Россией и ЕС.
Оказывается дело не в потере Украиной денег за транзит, и дело не в «безопасности» Европы, оказывается, что с утратой ГТС Украина перестанет быть интересной Западу. Как будто она ещё не перестала «быть интересной». И кто бы сомневался, что Украина была интересна Европе только в качестве трубы.
Так вот, вице-президент ТППУ предлагает Евросоюзу «любые удобные условия», лишь бы европейцы не достраивали «Северный поток – 2», а газотранспортная система Украины не стала невостребованной грудой металлолома.
Господину Непрану давно пора понять, что европейским энергетическим компаниям Engie, OMV, Shell, Wintershall украинская труба уже неинтересна, а интересны потоки из России по дну Балтики.
Не были бы интересны – не вкладывали бы они свои деньги в российско-германский газопровод. Деньги эти они хотят вернуть и вернут. Господину вице-президенту пора бы это усвоить. И господину Зеленскому тоже. И всем остальным.