«Ежегодно в Европе НАТО проводит до 40 крупных мероприятий оперативной подготовки, имеющих явную антироссийскую направленность, ― отметил недавно министр обороны РФ Сергей Шойгу. ― Весной этого года объединенные вооруженные силы НАТО начали самое масштабное за последние 30 лет учение “Защитник Европы-2021”. Сейчас американские войска перебрасываются из континентальной части Северной Америки через Атлантику в Европу. Идет перемещение войск в Европе к российским границам. Основные силы концентрируются в Причерноморье и Балтийском регионе».
Рядом с нашей территорией было сосредоточено 40 тысяч военнослужащих и 15 тысяч единиц вооружения и военной техники, в том числе стратегической авиации. «Российские военные внимательно отслеживают действия НАТО в районе будущих учений. Реагируя на угрожающую России военную деятельность альянса, мы приняли соответствующие меры», ― заявил Сергей Шойгу.
Обращает на себя внимание спокойный тон российского министра обороны («мы приняли соответствующие меры»). Но за этим спокойствием ― учения всех родов войск, наглядно демонстрирующие Западу, что будет, если НАТО заступит красные черты, которые, как говорил В. В. Путин, определять будем мы сами.
Наши и натовские учения трудно сравнивать с профессиональной точки зрения. Такое ощущение, что руководство Североатлантического альянса стремится произвести на нас впечатление не умением, а числом маневров (до 40 крупных мероприятий оперативной подготовки в год). Качество их, если судить хотя бы по публикациям западной прессы, оставляет желать лучшего. А вот наши учения порой вызывают на Западе панику.
Все видели, как задергались англичане, когда в ответ на их провокации в Черном море наши моряки слегка придвинули (исключительно в международных водах!) к Туманному Альбиону некоторые корабли и подлодки. Этого можно было и не делать, поскольку как следует отутюжить противника можно и с кораблей, находящихся в Балтике, и даже с Каспийского моря. Это наши моряки уже однажды продемонстрировали миру. А при необходимости они могут показать, что и привычное понятие «непотопляемый авианосец» применительно к Великобритании в наши дни является весьма условным.
Есть еще одна причина, по которой российскому министру обороны можно не отказываться от спокойного тона из-за западных маневров: у всех этих экзерсисов военная составляющая находится, пожалуй, на последнем месте.
А первое место занимают провокации в отношении нашей страны. Кто бы из европейских стран формально ни выступал их инициатором, реально за всеми провокациями стоят Соединенные Штаты. Для американцев любое сближение европейских стран и России ― это кошмарный сон, где окончательно рушатся геополитические надежды США на построение однополярного мира.
Военные учения в Европе у российских границ ― это стремление приучить европейцев на «генетическом уровне» ощущать, что основной враг ― Россия, что с ней рано или поздно придется воевать. Но вот здесь как раз и случается первая осечка: уж очень несерьезными выглядят эти регулярные маневры. Потому что их участники начинают сопоставлять, какими реальными силами владеют они сами и с какими должны будут столкнуться в случае, если воевать действительно придется.
Какую опасность могут представить 40 тысяч военных разных национальностей, координация деятельности которых в силу разных причин (а особенно языковых различий) составляет существенные трудности для натовского руководства? Все мы знаем, чем закончилось строительство Вавилонской башни… А ведь в каком-то смысле НАТО ― это современная Вавилонская башня, при строительстве которой невозможно учесть все политические, экономические и военные интересы разных стран-участниц.
Но основная же задача натовского руководства ― не допустить ослабления антироссийского накала у европейских членов альянса. Это та идеологическая основа, без которого политическая и военная деятельность НАТО, впрочем, и само существование альянса теряют всякий смысл. Вспомним: в свое время даже недолгий период разрядки международной напряженности и развал Советского Союза уже нанесли по НАТО мощный удар. Тогда население европейских стран усомнилось в пользе и жизнеспособности этой военной организации. Ее однажды уже покидала Франция в период президентства генерала де Голля по тем же причинам.
А постоянно возникающий у европейцев вопрос: а воевать-то ради чего? Ради чего делать свою страну объектом целеполагания российских ядерных ракет? Ответа на эти вопросы не находят, поскольку его не существует в принципе. Ради слов о некой абстрактной западной солидарности? За ними ― и это уже ясно европейцам, хотя не все в этом открыто признаются, ― стоит стремление американских политиков спровоцировать конфликт между Россией и коллективным Западом. Однако при одном обязательном условии: развиваться он будет, как и во времена Второй мировой войны, на территории континента европейского. А США, находясь за океаном, получат от этого конфликта только колоссальные материальные и политические выгоды. Опять же, как тогда.
Вот очевидна и вторая «осечка»… Конечно, среди американских политиков много тыквоголовых ― не желают видеть очевидного, если им это не нравится. Но даже и таким понятно: в случае реального военного конфликта с Россией отсидеться за океаном уже не получится. Непреодолимая преграда, источник повышенной опасности ― российские наступательные вооружения типа «Посейдон», базирующиеся на подлодках стратегических ядерных ракет. Известно, что их залпа только с одной стратегической подводной лодки будет достаточно, чтобы превратить в ядерные руины всю территорию Соединенных Штатов.
Не случайно подобный залп подводники именуют «Крокодилом»!
Так в чем же тогда смысл бесконечных военных учений у российских границ? Не думают же американцы, что им удастся создать атмосферу психологического террора в нашей стране одной лишь имитацией нанесения ядерных ударов по всему периметру?
Чего стоят откровения высоких американских военных относительно того, как натовские войска будут отвоевывать у России Калининградскую область! Особенно любят такие страсти, со всеми «жуткими» подробностями, диванные польские стратеги. Нечто подобное также и в отношении Крыма. Правда, периодически все это чередуется с заявлениями, что в случае нападения России на Украину НАТО, конечно, это осудит, но не будет воевать на украинской стороне!
Это что? Приглашение-провокация начать военные действия против Украины?
Вспоминается кадр из фильма по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Помните, в Коровьева сотрудники милиции безуспешно стреляют из револьверов, а он в ответ бормочет: «Господи, как дети! Страна непуганых идиотов»?
Ну, должно же быть хоть какое-нибудь рациональное объяснение действиям американских политиков, какими бы тыквоголовыми они ни были!
И такое объяснение, разумеется, имеется. И оно более рациональное, во всяком случае, в рамках сугубо американской прагматической логики. Независимо от партийной принадлежности.
Помните, на чем настаивал, прежде всего, Дональд Трамп в отношениях с европейцами? Его интерес ― вклад каждой из стран Европы в обороноспособность, то есть вклад в бюджет НАТО, которым (стоит напомнить) целиком распоряжаются американцы. И это притом, что к реальной эффективности самого альянса Трамп относился довольно скептически и даже вообще сомневался в целесообразности его сохранения.
Но это не мешало американскому президенту требовать, чтобы европейские страны ― члены НАТО ежегодно вносили в его военный бюджет сумму, эквивалентную двум процентам собственного ВВП. Более того, американский лидер настаивал даже на увеличении этих отчислений до четырех процентов ВВП!
Ларчик в этом случае открывался просто: указанные средства должны были пойти на покрытие расходов на новые виды вооружений, какие производились предприятиями ВПК Соединенных Штатов. А само вооружение должны были покупать по весьма высоким расценкам европейские члены НАТО. Кое-что, разумеется, перепадало оружейникам и некоторых других стран ― членов НАТО. Но если посчитать по упоминаниям в прессе, сколько итальянских истребителей «Торнадо», французских «Рафалей» или немецких (не сразу вспомнишь даже их название) участвует в натовских учениях, сравнить с количеством американских истребителей или транспортных самолетов, все сразу станет понятно!
Ну а всякие натовские учения, проводившиеся в Европе, предусматривали переброску американских войск и их размещение в конкретных европейских странах. Надо ли говорить, что эти операции также оплачиваются европейцами? Отметим, между наиболее проамериканскими из них (поляки, прибалты) стали даже проводиться своего рода соревнования, кто предложит более выгодные условия для размещения на своей территории американских воинских частей. Правда, в Прибалтике в последнее время происходит определенное отрезвление: слишком дорого это обходится для их разрушенной движением в Европу экономики. Да и янки на этих учениях ведут себя по-хамски по отношению к «туземцам». Собственно, как везде в мире.
Американцы очень удачно пользуются историческими фобиями европейцев. Здесь и воспоминания поляков о трех разделах страны со времен Екатерины Великой, и поражение Швеции в Полтавской битве, превратившее великую (для своего времени) державу в захолустную европейскую страну, сохранившую, однако, комплекс превосходства со времен расцвета империи Карла XII.
Помню, я участвовал в Полтаве (в качестве представителя российского посольства в Киеве) в торжествах по случаю 300-летия Полтавской битвы. Там была и делегация шведского посольства. Обстановка между нами сложилась довольно натянутая. Шведы явно ждали от нас каких-нибудь колкостей или бестактности. Чтобы как-то разрядить обстановку, в свое выступление я включил тезис о том, что у малых европейских государств есть свои преимущества перед великими державами. Им не надо тратить огромные средства на оборону, а можно просто удобно и комфортно жить в своей стране и дружить с соседями. Я внимательно следил при этом за шведским послом. Показалось, что он принял протянутую руку, ― напряжение спало. Но всех шведов на встречу в Полтаве не позовешь!
Вот, например, какими категориями мыслит нынешний главнокомандующий ВВС Швеции Карл-Юхан Эдстрем, выдержки из большого интервью которого приводит «ИноСМИ»: «Россия в последнее время стала чаще проводить учения, не только более масштабные, но и более сложные. Однако военного потенциала у Швеции достаточно (?!), чтобы создать военные проблемы даже такому крупному противнику, как РФ». «Армия, ВМС и ВВС вместе могут создать концепцию для всех уровней конфликта. Мы можем использовать уязвимые места оппонента в собственных интересах. Именно это мы и будем отрабатывать во время учений, развивая свои навыки», — подчеркнул Эдстрем.
Не забыли американцы и румынские фобии. По оценкам российских экспертов, натовские учения в районе Румынии и Болгарии призваны отработать действия НАТО на случай, если «возникнет ситуация, при которой РФ будет вынуждена вмешаться в решение задач по защите территориальной целостности и безопасности Приднестровья».
Помнится, румыны уже пытались решать вопрос Приднестровья силой ― генерал А. Лебедь в июле 1992 года одной артиллерийской атакой на корню пресек подобные поползновения, оставив на поле битвы более 2,5 тысячи румыно-молдавских вояк и не потеряв при этом ни одного российского солдата.
Американцы не прочь еще раз разжечь приднестровский, как и другие тлеющие конфликты, на территории бывшего СССР. И им глубоко наплевать, что при этом могут погибнуть тысячи ни в чем не повинных людей. Для них это просто бизнес. Бизнес, приносящий США огромные доходы. От него ― в силу сущности американского империализма ― им просто невозможно отказаться.
А военные учения, организуемые янки по миру, это просто технологический процесс получения прибылей. Ну а для их партнеров ― это изъятые из бюджета родной страны и выброшенные на ветер деньги!
Как было написано нацистами на вратах Бухенвальда: «Jedem das seine» ― «Каждому ― своё».
Сергей Кузнецов