Международное энергетическое агентство (International Energy Agency), ссылаясь на данные официальных американских органов, заявило о том, что в мае текущего года Россия стала вторым по величине экспортёром нефти в Соединённые Штаты Америки после Канады, опередив по данному показателю Мексику и даже Саудовскую Аравию.
В сутки США получают 844 тысячи баррелей нашего чёрного золота — это почти на 23% больше, чем в апреле. Объём канадских поставок превышает 4 миллиона баррелей в сутки, мексиканских — 728 тысяч.
Совокупный размер русских нефтяных поставок в Штаты за 1-31 мая 2021 года составил 26 миллионов баррелей. Это рекордный показатель за всю историю. До этого максимум был достигнут в кризисном 2009-м — тогда цифра была на 1 миллион ниже, чем сейчас.
Причина роста спроса на нашу нефть — санкционное давление Вашингтона на Венесуэлу и ограничения на добычу ближневосточной нефти в соответствие с соглашением ОПЕК+. Стоит отметить, что мы продаём за океан не просто сырьё низового уровня. Отечественный топочный мазут-100, как выяснилось, очень хорошо подходит американским нефтеперерабатывающим заводам в Техасе, Луизиане и Калифорнии.
Больше всего закупок производит компания Valero Energy — на неё приходится 31% приобретенной нефти. Также в числе приобретателей — известные мировые гиганты ExxonMobile (13,4%) и Chevron (11,5%).
Аналитики, следящие за нефтяным рынком, прогнозируют увеличение поставок из России в Штаты. Это связано, прежде всего, с относительно низкой ценой и проблемами у традиционных поставщиков. Вместе с тем, перебить канадские объёмы нам вряд ли удастся — от них мы отстаём в пять раз (на северного соседа приходится 50% всего нефтяного экспорта Соединенных Штатов). А вот сократить отставание можем вполне, плюс потеснить арабских конкурентов.
Факт полномасштабного выхода России на американский нефтеперерабатывающий рынок стал причиной очередных претензий оппозиционной Республиканской партии. В то время как на международной арене Белый Дом открыто называет Кремль главным оппонентом, американские деньги всё больше пополняют сверхдоходами русский бюджет. Между тем у Джо Байдена выбор крайне невелик, и делает он это не от хорошей жизни.
При прошлой администрации Дональда Трампа Америка вошла в жёсткое противостояние с Венесуэлой. Против латиноамериканской республики были введены жёсткие санкции, в том числе в отношении крупнейшей государственной нефтяной компании PDVSA. За прошедшие годы Каракас смог провести диверсификацию поставок и теперь гораздо больше чёрного золота направляет в Китайскую Народную Республику.
Президент Трамп также вышел из ядерной сделки с Тегераном и ввёл ограничения против нефтяного сектора Ирана. Это привело к существенному удорожанию топлива на американских автозаправочных станциях и вынудило НПЗ провести переориентацию на русскую и аравийскую нефть.
Такая политика республиканских «ястребов» привела американскую нефтянку в ловушку. Когда в 1980-х годах наблюдался её бум, в страну рекой текла экспортная венесуэльская нефть. Именно под неё возводились многочисленные нефтеперерабатывающие предприятия.
Никто не предполагал, что вскоре к власти в Венесуэле придут «красные» и на этом фронте возникнут катастрофические проблемы. Ситуация усугубляется тем, что по своему составу русская, иранская и венесуэльская нефть очень похожи. Последние две из-за агрессивного поведения США во внешней политике пропали. Остаётся надеяться лишь на нашу.