Политика Казахстана и риторика высказываний госчиновников очень противоречива. Можно охарактеризовать это, как очень неуклюжую попытку усидеть на двух стульях.
Конечно по словам Токаева, отношения с Москвой важны, нужны, но и с западными партнёрами Казахстан очень дружит. Настолько сильно, что не имея достаточно воли дать отказ —
— «Мы будем соблюдать санкции. Несмотря на то, что мы являемся частью Экономического союза с Россией, Беларусью и другими странами, мы также являемся частью международного сообщества.»
Оказывается в Казахстане бояться вторичных санкций о стороны США и других западных стран. Настолько, что даже о поддержке России разговор не идёт —
— «Чтобы самим не заработать вторичные санкции, мы не будем помогать обходить их.»
У Токаева и его министров с начала лета очень насыщенный график, множество поездок и встреч.
Рассмотрим один показательный пример происходящего в соседней стране. Как говорится под боком у России.
Привлекает внимание одно мероприятие — это «Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан», его заседание прошло именно в начале лета, 8 июня.
Кто входит в число иностранных инвесторов Казахстана по суммам инвестиций, а значит и владению активами:
- На первых местах Нидерланды, Великобритания и США с Канадой;
- Присутствуют и другие европейские страны, одна из них — это Швейцария;
- В меньшей степени — Россия и Китай.
Встреча прошла под руководством Касым-Жомарт Токаев и потом он лично провёл индивидуальные закрытые встречи с руководителями:
- ExxonMobil Corporation — крупнейшая нефтегазовая корпорация из США, а также производитель смазочных материалов. В Казахстане занимается разведкой месторождений и добычей ископаемых
- Cameco corporation — канадская горнорудная компания. Специализируется на добыче урана;
- Condor Petroleum — также канадская компания. В Казахстане добывает нефть и ведёт переговоры с властями о строительстве завода по производству СПГ, обещая профинансировать проект.
- Chevron Corporation — компания из США. Крупнейшая мировая (что важно — интегрированная) энергетическая корпорация. Пользуется поддержкой правительства Казахстана, занимается разработкой нефтяных месторождений в стране и реализацией продукции.
Каждая компания планирует реализовать проекты на годы вперёд и всё это при прямой поддержке Президента и чиновников из Правительства РК.
Итоги встречи Токаева с руководством западных корпораций — это:
- Новые соглашения по разделу продукции (от чего Россию избавил Владимир Путин);
- Новые контракты на право недропользования;
- Дополнительные льготы и преференции;
Благодаря вышеперечисленному, под внешним управлением в Казахстане оказались:
- Добывающая отрасль — на 2/3 контролируется западными инвесторами;
- Нефтегазовая отрасль — на 3/4 контролируется теми-же партнёрами.
Результат — по сути в Казахстане сложилась система внешнего управления. Корпорации имеют рычаги влияния и используют их, диктуя политическому руководству РК свои условия.
Именно этим и объясняются такие двойственные высказывания Токаева и его министров. Можно ли в таких условиях считать Казахстан надёжным партнёром и строить дружеские отношения, пока элиты страны поддерживают сложившуюся систему и обогащаются на этом (банальное личное обогащение кланов, чиновников и родственников).